Популярное: как научиться отличать подлинную информацию от поддельной

Опубликовано: 13.1.2018
как научиться отличать подлинную информацию от поддельной

Факт – это то, что произошло в действительности, а не домыслы и не прогнозы. Если в статье обсуждают не факт, а иное, можно и не дочитывать. Прогнозы могут быть интересны от экспертов области, а не от шаманов и предсказателей. Комментировать материал также может компетентный в обсуждаемой области специалист, что подтверждается его статусом и званиями. Только в таком случае его мнение может быть интересно и полезно.

Строго говоря, прогнозы не относятся к новостям, но около 37% заголовков новостных сайтов эксплуатируют чьи-то предсказания. (Догадались? Это была вымышленная статистика, приправленная расплывчатым словом «около»!)

Есть ложь, наглая ложь и статистика.

Заголовки вроде «Луна сошла с орбиты», «Грядут тёмные времена» видели, наверное, все. Прогнозы – это лишь предположения, но чем более категоричными и угрожающими они будут, тем больше будет к ним интерес. Мало кого зацепит мысль о том, что следующий год будет примерно таким же, как и предыдущий, никаких особенных изменений в политическом, экономическом строе ждать не приходится. Чего уж там: лето будет жарким, а зима холодной.

Поддельные новости способны влиять на поведение больших групп людей: изменять курсы валют, политическую ситуацию в стране, цены на продукты. Не позволяйте манипулировать собой, относитесь критически к любой информации, особенно несущей в себе агрессивные и панические посылы, доверяйте только официальным источникам и компетентным специалистам.

Марк Твен

Очень часто в соцсетях или мессенджерах поступает непроверенная паническая информация с припиской, что ею нужно срочно поделиться. Да, напоминать окружающим о мерах безопасности может быть нелишним. Но не надо это делать с помощью истерических фейковых сообщений.

Обращайте внимание на канал, с которого поступила информация. Уважающие себя крупные информагентства многократно проверяют подлинность информации и дорожат своей репутацией. Если это возможно, обратитесь к первоисточникам. Например, к газетам, которые первые публикуют законы. Или к предполагаемым очевидцам событий: это можно сделать через соцсети.

Зачастую недобросовестные журналисты приписывают слова людям, которые их вообще не произносили, вырывают из контекста, либо перевирают. Это тоже признак фейковой информации. Чтобы придать весу сомнительным мыслям, порой их выдают за цитаты великих людей. Но это легко выяснить, и это признак источника, который не перепроверяет информацию или пытается манипулировать вами.

Ещё один важный момент – это презумпция невиновности. Не надо распространять непроверенную информацию, в которой называются персональные данные обвиняемого человека и указывается, что он совершил. Это противозаконно, и от таких действий можете пострадать вы сами. Пока приговор не вынесен судом, человек считается невиновным. А все плохое, что пишут о нем – это клевета.

Фейки и манипуляции отличаются от реальных новостей тем, что факты подменяются эмоциями, вовлечением людей в близкую им проблему: исчезновение детей, изменение климата, скандалы, политика. Все это приправляется живыми, яркими эпитетами, восклицательными знаками. Чем более подробна история, тем больше людей в неё поверят. Старайтесь очищать факты от эмоций, когда слышите или читаете какую-то новость.

Фейковые «информагентства» не брезгуют и поддельными изображениями, смонтированными с помощью «Фотошопа». Как проверить подлинность изображения? В поисковике воспользуйтесь функцией «поиск по изображению», и вы увидите, откуда это изображение, кто его ещё использовал, когда и при каких обстоятельствах. Иногда можно найти картинку или фотографию, на основании которой и сделан фейк.

«Статистика» в заголовке может оказаться просто вымышленной – кто будет проверять? Она также может быть неверно интерпретированной, или респондентов может быть очень мало, например, если журналист делает выводы на основании опроса своих родственников и знакомых. Статистика – это то, к чему изначально следует относиться недоверчиво, то, чем манипулируют журналисты и издатели для повышения интереса к публикациям.

Источник: http://uzfilm.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться